Полная версия

Экологическое воспитание дошкольников

Экологическое воспитание дошкольников появилось уже давно. Наверно многие родители вспомнят себя в детском саду и занятия, на которых рассказывали про цветочки, деревья и т. д. Нас учили любить природу и заботиться о ней, просто в то время еще не было таких «умных» названий методов и вариантов воспитания. Сейчас этому уделяют много внимания в детских садах, но и родители могут в этом поучаствовать. На самом деле этот вопрос является очень важным т. к. заботиться о нашей природе и знакомиться ней нужно уже в самом раннем детстве. Поговорим об этом со специалистом.

Вопрос: Когда можно заметить одаренность ребенка? Можно ли увидеть особые таланты уже в дошкольном возрасте?

Ответ специалиста: Родители, близкие родственники, воспитатели могут в ясельном возрасте заметить одаренность ребенка к любому виду деятельности и распознать другой склад ума. В быту ваш «дар» замечает, то чего вы не видите, рисует лучше других в группе, танцует или рано начал читать. Всё это можно отнести к талантам.

Вопрос: Зачем необходимо экологическое воспитание дошкольников?

Ответ специалиста: Экология - это все что нас окружает. Если с раннего возраста мы не объясним и не докажем малышу, что природу надо любить и беречь, что ждет нас с вами впереди? Кто еще позаботится о нашей природе, животных, птицах? Никто. Вот и прививаем добрые чувства к природе с дошкольного возраста.

Вопрос: С какого возраста уже можно начинать занятия по знакомству с природой и что предполагают такие занятия?

Ответ специалиста: Двухлетки все понимают и осознают, и мы, педагоги с яслей знакомим их с окружающим миром. Беседуем о животных, рассматриваем птиц, камни, лужи, деревья, жучков-паучков, разговариваем о природе и погоде. На прогулках мы нюхаем цветочки, слушаем и узнаем по голосу птичек, вы, Родители также можете уделять этому внимание, чем больше вы разговариваете и рассматриваете, тем больше ваш ребеночек узнает.

Вопрос: Как проходят такие занятия у более старших детей?

Ответ специалиста: Со старшими детками мы углубляемся в познаниях о природном мире. Детки уже сами наблюдают и делают свои выводы. Наша задача закрепить их знания и вызвать желание любить и ухаживать за природой. Детки знают, как ухаживать за комнатными растениями, животными, из каких частей состоит их тело, понимают причинно-следственные связи в природе (если не будет комаров, погибнут лягушки, если не будет лягушек, погибнут аисты и т.д.). Ребятишки очень любят эксперименты с луком, водой, комнатными растениями. Им нравится познавать мир, в котором много важного и интересного.

Вопрос: Как ребенка научить гуманно относиться к природе?

Ответ специалиста: Первым делом сами относитесь к ней с уважением, ваш малыш смотрит на вас и повторяет за вами. Говоря о том, что нехорошо мусорить или ломать ветки, сами не делайте этого. Свои слова подкрепляйте действием. Сказали, что будем кормить птичек зимой, так сами предложите сделать кормушку (вместе). Наблюдаете за изменениями в природе, так не забывайте об этом. Во всех делах важна последовательная работа и нужен результат и похвала.

Вопрос: Как можно организовать «экологический досуг» (может быть экскурсии, выставки, конкурсы, специальные уроки на воздухе и пр.)? Можете ли Вы предложить какие-то идеи для воспитателей или просто для родителей?

Ответ специалиста: Слово «досуг» подразумевает «полезное и интересное времяпрепровождение». Хорошо бы сходить или съездить на экскурсию в зоологический музей, принимать участие в экологических проектах и конкурсах, вести дневник наблюдения за природными явлениями. Элементарные опыты со снегом, льдом и водой приводят детей в восторг и вызывают у деток желание экспериментировать. Идеи возникают по мере заинтересованности деток, интерес поддерживается и плавно переходит на другую тему.

Вопрос: Какие творческие занятия можно придумать по этой теме?

Ответ специалиста: Работа с детьми это уже творческий процесс. Разнообразить деятельность детей играми, сказками, наблюдениями, опытами, прослушиванием голосов животных и птиц, раскрасками. Вообще дети любят все новое, как вы преподнесете материал так ребенок, и отнесется к нему. Больше эмоций и не забывайте перед занятием уточнить свои знания в книгах и интернете. Ваши обширные знания + творческий подход + развивающие игры = знания ребенка. Придумайте историю о собачке, которая не умела вилять хвостиком, какие приключения с ней происходили, кто ей помогал, какие препятствия она преодолела. Все это повысит интерес к миру природы.

Вопрос: Какие наглядные пособия при экологическом воспитании можно использовать воспитателям или самим придумать родителям?

Ответ специалиста: Наглядными пособиями могут быть любые предметы, картинки, даже ваш пес и кошка, рисунки вашего ребенка и ваши. Травинки и кустики, книжки и презентации, интернет, а сколько сейчас замечательных обучающих дисков о животных! Если сами не можете рассказать интересно 10-15 минут сиденья за интереснейшей жизнью медведя, косули и тигра не пройдут бесследно у вашего ребенка.

Вопрос: Ведение гербария будет интересно детям такого возраста? Как родителям правильно в этом участвовать?

Ответ специалиста: Если мама и папа с интересом будут рассматривать листик, показывать друг другу, что-то рассказывать при этом, а еще собирать в альбом, поверьте, ребенок тоже не останется равнодушен к такому занятию. Гуляя по полю, саду, лесу обращайте внимание вашего малыша на разнообразие растений, предложите взять домой, рассмотреть, и попросите быть внимательным на природе, вдруг он встретит такой экземпляр, которого у вас в коллекции нет. Дети в этом вам не откажут )))

Вопрос: Можно ли с детьми этого возраста провести какие-то интересные опыты, например с водой?

Ответ специалиста: Опыты очень нравятся деткам, самый простой, это опыт с водой. Как доказать что вода прозрачная? Налить в стакан воды и бросить в нее что-нибудь, видите что там? Да, вот это значит что вода прозрачная. Она еще может превращаться в лёд! Давай нальем водички в баночку и поставим на холод (в холодильник, на улицу в мороз). Прошло некоторое время вы без малыша проверьте что получилось и зовите вместе смотреть полученный результат. Самое любимое для меня это опыт с цветными льдинками. В упаковку из-под конфет наливаем воды, добавляем гуашевую краску и ниточку, что бы потом можно было повесить цветные «игрушки». Кладем все это на мороз, ждем, когда замерзнет и достаем. Получаются разноцветные ледяные игрушки, ими украшаем деревья и кусты на улице. Восторг у детей и взрослых )))

На вопросы отвечала специалист по дошкольному воспитанию Мария Мишина

Автор: Нина Румянцева
Дата: 26.01.2012
Перепечатка без активной ссылки запрещена!

Добавить комментарий