Полная версия

Что делать, если ребенок – «особый»?

Первенец.ру Воспитание ребенка Что делать, если ребенок – «особый»?

Появление особого ребенка в семье – всегда стресс для родителей. Одни отклонения видны еще во время беременности, другие проявляются в первые месяцы жизни малыша, третьи становятся заметны в более поздние периоды. Некоторые нарушения являются следствиями болезней и других событий.

Новая жизнь семьи

В любом случае, когда бы это ни произошло, в первое время мы все свои силы и средства бросаем на то, чтобы «вылечить» ребенка. Лучшие специалисты, непрерывные занятия, новейшие лекарства и самые современные технические средства. Меняется бытовая сторона нашей жизни: мы начинаем замечать удобные пандусы, широкие двери, турникеты, пороги, высоту входа в транспорт, размер багажника в машине. А если ему из-за обостренной чувствительности трудно вести себя так, как это принято в обществе, мы заранее продумываем, комфортно ли ему будет, сможем ли мы при необходимости выйти, чтобы дать ему отдохнуть, уместно ли это будет там, куда мы направляемся. Но время идет, состояние ребенка стабилизируется, и жизнь семьи возвращается в нормальное русло. Каким бы ни было нарушение у ребенка, семья учится жить с этим.  

Пора учиться!

И здесь возникает новая проблема. Ребенку пора учиться, мама хочет вернуться на работу или у нее просто накопилось много дел. Куда отдать ребенка? В какой садик или школу? Чтобы ему там было комфортно, чтобы он развивался и чтобы его туда приняли. Да, у нас повсеместно введено инклюзивное образование, но на практике оно реализуется достаточно трудно. Для каждого нарушения нужна своя адаптация пространства, программы, педагогического подхода, даже атмосферы. К сожалению, пока далеко не все учебные заведения готовы адаптироваться к каждому  ученику или воспитаннику. И тогда родители встают перед выбором:

  1. силой «выбивать» себе место, его оснащение и тьютора;
  2. заранее адаптировать ребенка к выбранному учреждению;
  3. выбирать учреждение/класс с пониженными требованиями (коррекционные, специализированные) и особым подходом;
  4. воспитывать и учить его дома.

В этом случае важно оценить:

  1. как к вашему ребенку будут относиться, если вы силой заставите принять его?
  2. кто и как будет адаптировать ребенка к социуму?
  3. кто будет учить ребенка и присматривать за ним, если вы работаете?
  4. какой уровень знаний он получит, если вы выберете учреждение с программой, не соответствующей уровню его развития?

Место, где нас понимают

Но, на самом деле, не все так грустно. Есть педагоги от Бога, действительно талантливые люди, которые всеми силами стараются помочь «особым» детям и у которых это получается. Есть прекрасные государственные учреждения, которые внимательно относятся к каждому своему воспитаннику и ученику. Есть организации, созданные родителями особых детей, которые изнутри понимают наши проблемы и чаяния, особенности и потребности наших детей, видят их скрытые возможности и стараются их раскрыть.

Идеальным сочетанием будет:

  • групповые занятия и уроки – чтобы дать необходимый уровень знаний;
  • индивидуальные занятия  - чтобы откорректировать имеющиеся нарушения;
  • садик или продленка в школе - чтобы научить общаться, правильно себя вести, сделать самостоятельнее, обеспечить присмотр и уход;
  • медицинская помощь – для коррекции физических нарушений;
  • технические средства реабилитации – для компенсации имеющихся недостатков.

Трудно найти такое место, много сил уходит, если вы по крупицам собираете все необходимое в разных местах. Но это того стоит! Потому что тогда дети намного быстрее развиваются, и, главное, им это нравится! Ведь садик и школа – это не только учеба, но и друзья, и игры, и праздники, и ценный опыт взаимодействия с детьми и взрослыми. Это становится их первым шагом на пути к обычной жизни, той, которой живем мы с вами и которой так хотим для них.

Главное – понять, что для вас действительно ценно, и искать именно то место, где вас понимают, где вашему ребенку хорошо и где вы будете спокойны за него и его будущее.

А дальше – учиться и трудиться, радоваться, любить своего ребенка и ПРОСТО ЖИТЬ.

Желаю вам, дорогие родители, и вашим детям здоровья и счастья. Большого и безусловного.

Автор: Самойлова Надежда
Мама 4 детей, основатель садиков и школ для особых детей
«Детские центры Надежды Самойловой» Светлый город и Радуга:
www.svetlyjgorod.ru, vk.com/svetlyj_gorod
Дата публикации: 22.12.2017
Перепечатка без активной ссылки запрещена

Добавить комментарий