Полная версия

Детская гиперактивность

Первенец.ру Детские болезни Детская гиперактивность

Детская гиперактивность

Маленькие дети в определенном возрасте проявляют повышенную активность. Как правило, это происходит до 7 лет. В основном, ребенок не может усидеть на одном месте, бегает, прыгает, что-то ломает, ему все интересно. Стремление к познанию мира достигает своего апогея в 3-4 летнем возрасте, когда словарный запас малыша сильно обогащается. В этом возрасте дети постоянно в действии. Такое нормально для маленького ребенка. Однако, существуют случаи, когда применим термин "гиперактивность".

Гиперактивные дети все время бегают, суетятся, у них рассеянное внимание, не могут сконцентрироваться на одном предмете, не могут долго заниматься одной деятельностью, постоянно переключаются на другие виды деятельности. Это отклонение от возрастных норм онтогенетического развития. Получается дисфункция нейромедиаторных систем мозга и нарушение регуляции активного внимания и тормозящего контроля. В психологии это явление имеет название "синдром дефицита внимания с гиперактивностью". Зачастую такие дети на первом году жизни развиваются быстрее своих сверстников. Раньше начинают ходить, говорить, что создает впечатление некоторой одаренности ребенка. Но уже к 3-4 годам можно заметить, что малыш не может сконцентрировать внимание на одном действии и быстро переключается на другое. В школе такой ребенок не может спокойно сидеть на уроке, отвлекается, разговаривает, встает. Это вызвано импульсивностью и повышенной возбудимостью. Первые признаки гиперактивности проявляются вместе с пиками психоречевого развития. Это 1-2 года, когда закладываются навыки речи, 3 года, когда увеличивается словарный запас и 6-7 лет, когда формируются навыки чтения и письма. Повышенная двигательная активность исчезает, как привило, в подростковом возрасте. Но импульсивность и дефицит внимания остается у 70% подростков и 50% взрослых. Первопричиной гиперактивности является минимальная мозговая дисфункция.

Причины гиперактивности детей:

  1. Органические поражения центральной нервной системы (ЦНС).
  2. Генетические причины. Или наследственная.
  3. Неблагоприятно протекающая беременность. Токсикоз, заболевание внутренних органов матери во время беременности, нервные стрессы. Влияет на центральную нервную систему плода нехватка витаминов и аминокислот. Неблагоприятно воздействуют на ребенка применение женщиной лекарственных препаратов во время беременности. Таких, как снотворные, гормональные препараты, транквилизаторы.
  4. Неблагоприятные роды. Патология родов.
  5. Инфекция и интоксикация первых лет жизни ребенка.
  6. Если родители страдают алкоголизмом или наркоманией. Даже небольшая доза алкоголя пагубно воздействует на нервную систему плода.
  7. Благоприобретенная гиперактивность Неправильное воспитание. Например, чрезмерная требовательность и строгость родителей к ребенку, или чрезмерная опека. Или гиперактивность, появившаяся в школе. Это получается, когда не сразу возникает контакт ребенка с педагогом. Если ребенок не внимателен, педагог постоянно ругает и упрекает его за это, то может возникнуть защитная реакция. Ребенок чувствует себя в роли "хулигана" и начинает соответствовать своему образу в поведении.

Признаки:

  1. Отвлекаемость
  2. Импульсивность
  3. Повышенная активность. Такие дети постоянно в движении, теребят одежду, мнут что-то в руках, стучат пальцами, ерзают на стуле, крутятся, не могут спокойно усидеть на одном месте, жуют что-то, растягивают губы, прикусывают язык.
  4. Плаксивость, беспокойство, капризы.
  5. Неусидчивость.
  6. Нарушение концентрации внимания.
  7. Негативизм.
  8. Агрессивность.
  9. Повышенный тонус мышц.
  10. Беспокойный сон.
  11. Рассеянность.
  12. Повышенная возбудимость.

Следствия:

  1. Слабая успеваемость в школе.
  2. Низкая самооценка.
  3. Трудность принятия любви окружающих.

Лечение
Не надо подавлять повышенную активность таких детей. Энергия, не найдя выхода, будет копиться внутри ребенка и когда-нибудь "взорвется". Нужно направить ее в позитивное русло. Лечение гиперактивности проходит в совместных действиях психолога, невропатолога и родителей. Ребенку необходимо:

  1. Утренняя зарядка.
  2. Подвижные игры на воздухе и длительные прогулки. Физические упражнения и подвижные игры позволят снять излишнюю мышечную и нервную активность. Если малыш плохо спит, лучше вечером также играть в активные игры.
  3. Активные игры, которые одновременно развивают мышление.
  4. Массаж. Он уменьшает частоту пульса, понижает возбудимость нервной системы.
  5. Хорошо бы отдать ребенка в спортивную секцию. Хороши такие виды спорта, где ребенок учится соблюдать правила, контролировать себя, взаимодействовать с другими игроками. Это командные игры, такие как, хоккей, футбол, баскетбол.
  6. У гиперактивных детей может проявиться выраженная способность к определенному роду занятий. Например, музыка, спорт или шахматы. Следует развивать это увлечение.
  7. В школе такого ребенка нужно привлекать к общественным мероприятиям, сажать за первую парту, чаще спрашивать у доски, давать задания. Таким образом учеба в школе тоже станет активным и интересным занятием для ребенка.

Некоторые специалисты считают, что дети с синдромом гиперактивности имеют определенные компенсаторные возможности. Но для их активизации нужны конкретные условия. Такой ребенок должен строго соблюдать режим сна и бодрствования. Атмосфера вокруг ребенка должна быть спокойной, благоприятной, ровной в эмоциональном плане. Для таких детей наиболее подходит обучение с четвертым классом, где школьная программа не сжата. Обучение должно проходить в игровой форме. Таким образом, будет эмоциональная стимуляция ребенка, что приведет к большему интересу к учебе.

Гиперактивный ребенок зачастую сложен в общении. Родители такого ребенка должны помнить, что малыш не виноват. Строгое воспитание не подходит гиперактивным детям. Нельзя кричать на ребенка, сурово наказывать, подавлять. Общение должно быть твердым, спокойным, без эмоциональных всплесков как положительных, так и отрицательных. Не стоит перезагружать ребенка дополнительными занятиями. Но и нельзя позволять все такому ребенку, иначе он быстро начнет манипулировать родителями. Стоит поощрять ребенка даже за незначительные достижения. Следите, чтобы ребенок не переутомлялся.

У 70% гиперактивных детей этот симптом сохраняется в подростковом возрасте. У 50% детей синдром гиперактивности сохраняется во взрослом возрасте. В подростковом и взрослом возрасте остается утомляемость, неспособность к обучению, невнимательность. Часто гиперактивные дети талантливы. Признаки гиперактивности наблюдались у множества известных людей, например, у Томаса Эдисона, Линкольна, Сальвадора Дали, Моцарта, Пикассо, Диснея, Эйнштейна, Бернарда Шоу, Ньютона, Пушкина, Александра Македонского, Достоевского.

Задать вопрос врачу-специалисту на форуме

Редактор: врач-педиатр Потапова Людмила, закончила педиатрический факультет СарГМУ, клиническая ординатура по инфекционным болезням.

Автор: Нина Румянцева
Корректор текста: Семенова А.
Дата публикации 22.08.2011
Перепечатка без активной ссылки запрещена!

Добавить комментарий
Елена 13.11.2012 20:41 Рейтинг: 5Рейтинг: 5Рейтинг: 5Рейтинг: 5Рейтинг: 5
Спасибо за интересную информацию. Почерпнула очень много для себя.
натуля 27.09.2012 18:38 Рейтинг: 5Рейтинг: 5Рейтинг: 5Рейтинг: 5Рейтинг: 5
замечательная статья,все написано понятно и доходчиво
Майя 02.08.2012 19:44 Рейтинг: 5Рейтинг: 5Рейтинг: 5Рейтинг: 5Рейтинг: 5
Хорошая статья! Содержательная, структурированная, все, как говориться, разложено по полочкам. Возможно, кому-то будет интересно дополнить свои знания и лучше разобраться с синдромом гиперактивности,
Светлана 30.05.2012 18:24 Рейтинг: 5Рейтинг: 5Рейтинг: 5Рейтинг: 5Рейтинг: 5
Да, уж!У моего сына 3 года гиперактивность на лицо. Он такой, что словами все не расскажешь.В саду вообще проблемы воспитатели постоянно говорят - бегает, не слушается,не управляемый(там еще воспитатель такой, что сама его раздражает своими подковырками и, извините, дурацким смехом в сторону ребенка от чего он сильно раздражается,даже мне это не нравится)Как бороться не знаю!
Людмила 12.11.2011 19:00 Рейтинг: 5Рейтинг: 5Рейтинг: 5Рейтинг: 5Рейтинг: 5
- Прочитала в интернете, и - :cry:у сына гиперактивность, и задержка психоречевого развития, роды были вроде легкие, но когда родился был обвит пуповиной трехкратное обвитие пуповиной вокруг шеи и пояса.
Елена 02.08.2011 21:25 Рейтинг: 5Рейтинг: 5Рейтинг: 5Рейтинг: 5Рейтинг: 5
Кесарево сечение не оказывает негативного влияния на нервную систему ребенка.Это полный бред!При естественных родах бывают гораздо более серьезные проблемы со здоровьем и нервной системой ребенка.Все проблемы решаемы при грамотном подходе.
Эльза 29.06.2011 10:57 Рейтинг: 5Рейтинг: 5Рейтинг: 5Рейтинг: 5Рейтинг: 5
вспомнились школьные учителя, которые действовали по этой схеме - схема работает)
мама 26.10.2010 23:12
Будущим мамам рекомендую избегать кесарева сечения, так как наркоз оказывает отрицательное влияние на развитие нервной системы ребёнка.
Анна 10.07.2019 18:07
Согласна с Вами, не только наркоз но и резкая смена давления. Вижу очень много детей (работаю в реацентре) с осложениями после кесарево. Мы им, конечно, помогаем, но лучше быть здоровыми.